Цель:
1. Дать учащимся представление об этих
понятиях, наказании за них, научить различать эти понятия.
2. Развивать представление о том, что
проступок, правонарушение или преступление отрицательно влияют на окружающих
людей, совершение подобных действий карается законом.
3. Воспитывать позитивное отношение к
окружающему миру.
Оборудование: Карточки 2х цветов: зеленые и
красные. (для игры «Верно-неверно»)
Ведущий: Сегодня мы поговорим на
тему: «Проступок, правонарушение, преступление»
Что общего между этими
тремя понятиями? (все они обозначают, нарушение каких-либо правил или законов.)
Можем ли мы сказать, что
эти понятия обозначают одно и тоже? Да? Нет? Почему? (за проступок вряд ли
могут посадить в тюрьму или оштрафовать, как за преступление и
правонарушение?)
Рассмотрим несколько ситуаций.
Ситуация 1.
5-ти классник Дима приезжает каждый день в школу, но уроки не посещает, а
бродит по территории близлежащей к школе, катается на велосипеде. Как можно
расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление? (проступок, но тем, что он пропускал
уроки, нарушил устав школы.)
Вспомнив наш устав школы….
Скажите, а предусмотрено ли какое
–либо наказание за проступок? (выговор, исключение из школы)
Ситуация 2.
11-ки Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом
школы, отбирали деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, то им не
поздоровится. Что же это- проступок, правонарушение или преступление? ( конечно же это преступление, это
вымогательство-преступление, предусмотренное ст.163 УКРФ)
В УК РФ описаны все виды
преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность? Со скольки
лет предусмотрена уголовная
ответственность? ( с 14 лет)
Ситуация 3.
10-ки в выходной день собрались на дискотеку. По дороге зашли в
круглосуточный магазин, купили пиво и выпили его.
( это не преступление, административное правонарушение РФ «распитие
спиртных напитков в общественных местах
запрещено)
Итак, рассмотрев несколько ситуаций,
попробуем сами дать определение эти понятия - проступок, правонарушение или
преступление
Проступок – это (нарушение правил поведения в школе)
Приведите пример (непоздоровался с директором,
учителем, нарисовал ручкой в тетради у соседа)
Правонарушение – это нарушение закона, за которое
предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с 16-ти летнего
возраста.
( А кто несет ответственность за ваши
действия. Если вам нет 16 ти лет? Родители. Выплачивают штраф.)
Преступление - это серьезное нарушение закона взрослыми людьми
или несовершеннолетними, достигшими возраста уголовной ответственности. ( с 14
лет)
Игра «Верно-неверно».
(я зачитываю вам ситуации. Вы если
согласны, с тем или иным моим высказыванием поднимаете зеленую, если нет-
красную)
Ситуация 1
две подружки решили после школы отправиться в парк. Когда они туда
пришли, там была группа мальчишек, которые сказали девочкам, что они вторглись
на их территорию, и чтобы они убирались, иначе им будет плохо. Я считаю, что
это проступок?
(это проступок. Почему?)
Ситуация 2.
Девушка поздно вечером шла домой после дискотеки, и группа подростков вырвали у нее сумочку и
сорвали золотую цепочку. Я считаю. Что это правонарушение. Вы со мной согласны? ( это преступление. Кража и грабеж
–это разные вещи Кража – это тайное хищение чужого имущества, а грабеж –
открытое хищение чужого имущества)
Как можно было избежать данной
ситуации? (не ходить одной)
Ситуация 3.
Группа 11-ти классников вела себя вызывающе: они сквернословили,
награждали своих одноклассников обидными кличками, курили, не смотря на запрет
в туалете. Писали на стенах непристойные слова. И выяснилось, что они отбирают
деньги у малышей. Когда им сделали замечание одноклассники Юра и Миша, их
жестоко избили. Я считаю, что это преступление. Согласны?
(да. Избиение – нанесение побоев.)
А когда они забирали деньги. Это
преступление? Да, это грабеж.
Итак, мы попытались
разобраться в понятиях проступок, правонарушение или преступление. А теперь
попробуйте самостоятельно выполнить аналогичное задание. Работаем в группах.
Правила в группах:
1. Каждый имеет право высказать свое собственное мнение.
2. Прежде, чем, что - то сказать нужно,
подумать.
3. Формулируйте свои выражения просто и
понятно.
4. Умей слушать другого.
5. Уважай мнение каждого члена группы.
Задание для группы:
1. Толя, учащейся средней школы, был
замечен курящем на территории школы, с пачкой сигарет в кармане.
(Правонарушение, т.к.
курить в общественных местах запрещено. Кодекс об административных
правонарушениях)
2. Света, уч. 10 кл, убежала из дома,
живет у подруги, но продолжает ходить в школу. (это проступок, устав школы
она ненарушила)
3. От Димы пахло алкоголем, что заметил
учитель в школе. (это правонарушение, нахождение в общественных в местах в
состояния алкогольного опьянения запрещено)
4. Третьеклассники Вова и Андрей
систематически опаздывают на уроки. (проступок. Нарушение устава школы)
5. На уроке физкультуры Женя оступился,
нечаянно толкнул Влада. Влад разозлился и ударил Женю кулаком в плечо и в
живот. ( Если Владу – 16 лет, то его действия будут считать преступлением)
Комментарии
Отправить комментарий