«Сказка о Деревьях-Характерах» вначале
использовалась только в работе с младшими школьниками — она, собственно, и
написана была для них. Но оказалось, что сказка интересна и старшеклассникам, и
даже взрослым людям. Возможно, это связано с тем, что она носит медитативный
характер. Построенное на основе этой сказки упражнение, которое описано ниже,
можно использовать в рамках как сказкотерапевтического тренинга, так и других
видов тренингов, в процессе которых естественными являются методики арт-терапии
и образной терапии. Ведущий должен владеть техниками визуализации и соблюдать
правила психологической безопасности. Во время первого этапа упражнения звучит
релаксационная музыка.
I ЭТАП
Участники сидят в кругу.
Ведущий. Сядьте поудобней. Глаза можно
закрыть, но это совсем необязательно. Я прошу вас только представлять все, о
чем я сейчас буду говорить. Пусть ваша фантазия рисует яркие картинки, а я
расскажу вам сказку...
Звучит «Сказка о Деревьях-Характерах» (см. Приложение). Когда сказка завершается, ведущий просит участников группы использовать свое воображение и — раз уж в волшебный лес попасть нельзя! — самим представить и изобразить, как может выглядеть их персональное Дерево-Характер. Рисовать можно карандашами или фломастерами, однако краски предпочтительней. Необходимо позаботиться заранее о том, чтобы листы бумаги и краски уже лежали на столах, за которыми участники группы будут рисовать, покинув круг.
Звучит «Сказка о Деревьях-Характерах» (см. Приложение). Когда сказка завершается, ведущий просит участников группы использовать свое воображение и — раз уж в волшебный лес попасть нельзя! — самим представить и изобразить, как может выглядеть их персональное Дерево-Характер. Рисовать можно карандашами или фломастерами, однако краски предпочтительней. Необходимо позаботиться заранее о том, чтобы листы бумаги и краски уже лежали на столах, за которыми участники группы будут рисовать, покинув круг.
Время на
рисование — не меньше двадцати минут. За три-четыре минуты до завершения
отведенного времени ведущий объявляет:
Изображение
вашего Дерева-Характера уже почти завершено. Но у меня есть к вам еще одна
маленькая просьба. Подумайте: а кто мог бы жить возле вашего Дерева? Может
быть, не возле, а прямо в нем самом, скажем — в дупле? Или в кроне? Может быть,
кто-то уютно чувствует себя на какой-нибудь ветке или между корней вашего
Дерева-Характера? Наверное, это могут быть птицы или звери, но вполне возможно,
что это окажется совсем необычное существо. Может статься, их будет несколько.
Добавьте к своему рисунку изображение того или тех, кого вы хотите...
Придумайте имя этому существу или этим существам.
Спустя
несколько минут ведущий просит тех участников, кто уже закончил рисование,
вернуться в круг со своим рисунком. Постепенное заполнение круга людьми
информирует излишне увлеченных «художников» о необходимости завершения
рисования.
II ЭТАП
Ведущий. Посмотрите
на рисунки других участников и выберите тот, который, как вам кажется, чем-то
похож на ваш. Расскажите, в чем вы видите сходство. Прошу вас не пытаться
интерпретировать чужие рисунки или ставить какие-то диагнозы. Просто посмотрите
и сделайте выбор. Если у вас будет такое желание, вы можете дать комментарии к
своему рисунку.
Участники
сообщают о своих выборах и коротко их поясняют. У них также есть возможность
задать друг другу вопросы относительно каких-то деталей изображения, уточнить,
правильно ли понят образ на рисунке. У каждого есть право не отвечать на
вопросы. Участники (те, кто захочет) комментируют свои рисунки и рассказывают
об ощущениях, возникших по ходу выполнения этапов упражнения — во время
слушания сказки и во время рисования. Чрезвычайно интересны пояснения, которые
участники будут делать по поводу существ, появившихся на рисунках с
Деревьями-Характерами.
III ЭТАП
Дальнейшая работа будет связана как раз с этими существами.
Ее можно организовать по-разному, в зависимости от количества участников
группы. В небольшой по объему группе участникам предлагается сочинить общую
сказку, в которой действовали бы только что придуманные персонажи. Сам процесс
сочинения также может быть построен разными способами: можно придумать сюжет,
опираясь на особенности возникших героев, а можно начать сочинять сказку по кругу,
поочередно вводя персонажей. Если группа достаточно многочисленна (более восьми
человек), то имеет смысл разбить ее на подгруппы по четыре-шесть человек и
предложить не просто сочинить сказку, но и инсценировать ее.
Время на
работу — не менее тридцати минут.
IV ЭТАП
После того как участники расскажут сочиненную сказку или
представят свои мини-спектакли, организуется обсуждение.
Во всех случаях стоит
обсудить следующие вопросы:
Можете ли вы
сказать, что символизировали придуманные вами существа?
Как проявили
себя эти существа в созданных вами сказках?
В чем
состояла их роль и значение в этих сказках?
Как вы
можете охарактеризовать эти существа?
Какими
качествами они обладают?
Трудно ли
вам было объединить своих существ в едином сюжете?
Как вы
справились с этими трудностями?
Какие
чувства испытываете сейчас?
Возможна и
иная организация обсуждения, которая приемлема именно на сказкотерапевтическом
тренинге.
Обсуждение строится по следующей схеме анализа сказки (эта схема
должна быть уже известна участникам группы):
1. Основная тема (темы).
2. Главный герой (его личностные качества и основные мотивы).
3. Отношения между главным героем и другими персонажами.
4. События сказки.
5. Трудности, которые приходится преодолевать главному герою.
6. Средства преодоления трудностей.
7. Имеющиеся ресурсы.
8. Недостающие ресурсы.
9. Актуализированные в сказке чувства.
10 Образы и символы сказки.
И в том и в другом случае
ведущему следует помнить о наличии проекций в образах сказочных персонажей,
которые практически всегда дают о себе знать.
Конец сказки
Итак, вы узнали страну, где растут волшебные
Деревья-Характеры. Как вы уже знаете, у каждого такого дерева - по четыре
главные ветви:
·
ветвь
отношения к себе,
·
ветвь
отношения к людям,
·
ветвь
отношения к делу,
·
и
ветвь отношения к вещам.
Примерный анализ рисунков
Есть ветви отношения к людям - прямые, а есть изогнутые.
Изогнула их ложь или «трудности в общении» (которые и ведут ко лжи).
Есть
ветви отношения к людям - длинные, а есть короткие. На длинных, как на длинной
скамейке, можно усадить сразу много друзей, на коротких - хорошо если один
поместится.
Есть
любые ветви - толстые и прочные, а есть хрупкие. На хрупкую ветвь побоишься сесть.
Ею можно только любоваться.
***
Есть ветви отношения к себе, которые торчат так, что, идя по
лесу, можно выколоть глаз.
Есть
те, что чуть ли не стелятся по земле - от низкой самооценки и бремени возложенных
на себя «Я должен»...
Есть
ветви отношения к себе, которые смотрят в небо и тянутся к солнцу, спокойные и
уверенные в правильности выбранного ориентира, воплощение личного достоинства.
***
Всем, кто хочет провести это
занятие сказкотерапевтического тренинга самостоятельно, я рекомендую освежить в
памяти рисуночный тест «Дом.
Человек. Дерево», особенно в части «дерево».
Именно интерпретация Дерева из этого
классического рисуночного теста поможет Вам более подробно и точно
проинтерпретировать Деревья-Характеры из вашей сказки.
Кроме того, включите смекалку сами - пусть
метафоры, подсказывающие черты характера, зашифрованные в рисунках, станут
понятны вам без шпаргалки.
Автор: Игорь ВАЧКОВ,
доктор психологических наук
ПРИЛОЖЕНИЕ
СКАЗКА О ДЕРЕВЬЯХ-ХАРАКТЕРАХ
В некотором
удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, в
волшебном лесу, где поют свои дивные песни удивительные птицы, росли...
Деревья-Характеры. Это были необычные деревья. Их внешний вид был отражением
характеров людей, живших далеко-далеко за горами.
У каждого Дерева-Характера от ствола отходили четыре главные ветви, а от них — множество маленьких. Эти четыре ветви имели свои названия: Отношение к людям, Отношение к делу, Отношение к себе, Отношение к вещам. У каждого Дерева-Характера эти ветви имели свою, не похожую на других форму, свою характерную особенность.
У каждого Дерева-Характера от ствола отходили четыре главные ветви, а от них — множество маленьких. Эти четыре ветви имели свои названия: Отношение к людям, Отношение к делу, Отношение к себе, Отношение к вещам. У каждого Дерева-Характера эти ветви имели свою, не похожую на других форму, свою характерную особенность.
На одном
Дереве-Характере ветвь Отношения к людям была пряма и устремлена вверх, потому
что была ветвью Правдивости,
а на другом была скручена кольцом Лжи.
Где-то ветвь Отношения к себе вызывающе торчала Самовлюбленностью,
где-то прогибалась до земли от своей Приниженности,
а где-то спокойно и уверенно поднималась к солнцу как воплощение Достоинства.
Ветви Отношения к вещам на некоторых Деревьях-Характерах скрючились от Жадности,
а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость.
Очень разные
Деревья-Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми Характерами
трескалась земля — такими они были тяжелыми, зато легкие Характеры буквально
парили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями. Встречались Характеры, сплошь
— от корней до кроны — покрытые иголками, и потому они были очень колючими. А
иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками — это были
прямые Характеры. Даже бензопила не смогла бы распилить твердые Характеры, а
мягкие Характеры были настолько податливы, что их стволы можно было запросто
мять, как глину. Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низкие,
стройные и стелющиеся по земле.
Так не похожи
были Деревья-Характеры, потому что росли они на разных почвах, неодинаково
согревало их солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь. А ведь
и у каждого человека в жизни складывается все по-разному, верно?
Порой налетала в волшебную долину свирепая буря, яростно бросалась она на Деревья-Характеры: иные ломала или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не могла. Были и такие, что не склонялись даже под самым сильным ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви — ветви Отношения к себе, Отношения к людям, Отношения к делу и Отношения к вещам.
Порой налетала в волшебную долину свирепая буря, яростно бросалась она на Деревья-Характеры: иные ломала или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не могла. Были и такие, что не склонялись даже под самым сильным ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви — ветви Отношения к себе, Отношения к людям, Отношения к делу и Отношения к вещам.
У каждого
человека в этом волшебном лесу есть его собственное Дерево-Характер, которое
своим видом отражает присущий ему характер. Многие люди хотели бы побывать там,
посмотреть, как выглядит их Дерево-Характер. Но попасть в этот волшебный лес не
может никто...
Комментарии
Отправить комментарий