В зависимости от широты сферы приложения контроль может быть тотальным,
систематическим, ситуативным и может отсутствовать (попустительство).
Тотальный контроль охватывает фактически все сферы
жизнедеятельности ребенка до мелочей. Родитель стремится быть в курсе всех
мыслей чувств и переживаний ребенка, а не только его поступков и поведения. Под
контролем находится все. Я вижу тебя насквозь — вот девиз родителя — поборника
тотального контроля, результатом которого становятся утрата ребенком чувства
безопасности и интимности собственного внутреннего мира, рождение тревоги,
потеря чувства свободы, переживание зависимости от родителя, чувство
подчинения, собственной беспомощности и бессилия
Систематический контроль дифференцирует сферы
жизнедеятельности на зоны, подлежащие контролю со стороны родителя, и зоны
самостоятельности и полной ответственности ребенка. Систематический
контроль-это контроль, признающий право ребенка на самостоятельность и автономию
при сохранении содержательного и стабильного наблюдения родителя за его
поведением и деятельностью. Представляет собой оптимальную форму контроля.
Ситуативный (несистематический) контроль
является случайным как по сферам приложения, так и по своему содержанию и
систематичности. Это непоследовательный, непродуманный, не обоснованный
возрастно-психологическими и индивидуально-личностными особенностями ребенка
контроль. Несистематичность контроля зачастую приводит к формированию у
ребенка стратегии выполнения требований родителя лишь при условии внешнего
контроля и большой вероятности проверки. Например, ребенок выполняет домашнее
задание лишь тогда, когда знает наверняка, что родитель проверит выполнение
задания, и не садится за уроки, если уверен, что родитель занят и ему сейчас не
до проверки. Случайный характер родительского контроля находит отражение в
низкой эффективности самоконтроля ребенка.
Отсутствие контроля и попустительство крайне негативно
влияют на развитие у ребенка чувства ответственности, способности к произвольно
регуляции деятельности и воли. Для детей, воспитывающихся в атмосфере
бесконтрольности и попустительства, характерны импульсивность, низкий уровень
развития просоциальных форм поведения, трудности саморегуляции, низкая самоэффективность.
Контроль может осуществляться
по результату действия (его продукту) и по способу действия.
В случае контроля
по результату родитель не уделяет должного внимания причинам неуспешности
ребенка, выяснению того, почему поведение ребенка не отвечает заданным
требованиям и ожиданиям. Контроль по способу действия отличается тем, что
первоочередное внимание родитель уделяет именно причинам неудач ребенка и
несоответствия его поведения социальным требованиям. Центральным становится
вопрос о том, какая дополнительная помощь и сотрудничество необходимы ребенку
для организации его деятельности, для достижения успеха. Контроль по
результату не имеет смысла, если ребенок не владеет способом действия.
Комментарии
Отправить комментарий