Требования и запреты являются
крайне важным и совершенно необходимым компонентом воспитания, выполняющим ряд
важных функций:
1. они
объективируют реальные, а не декларируемые цели воспитания ребенка
2. в них представлены
образцы и правила социально желательного поведения и деятельности ребенка.
3. они создают
условия для формирования способности ребенка произвольно регулировать свою деятельность
и общение в соответствии с заданными нормами и правилами.
Необходимость соблюдения ограничений
и запретов обеспечивает развитие саморегуляции и самодисциплины. Требования и
запреты позволяют также структурировать и организовать среду, обеспечивая
безопасное, т.е. прогнозируемое и поддающееся разумному контролю со стороны
ребенка, пространство жизнедеятельности. Известно, что ситуация
неопределенности, непредсказуемости, дефицит наличной информации становятся
причиной, порождающей тревожность и негативные эмоциональные переживания. (Н.
Симонов). Введение ограничений, регулирующих отношения ребенка с социальным и
предметным окружением, снимает неопределенность, повышает прогнозируемость
изменений, уверенность в себе, способствует актуализации чувства личностной
безопасности.
Требования конкретизируют
позитивные ожидания, предъявляемые к ребенку, т.е. описание того поведения и
тех результатов и достижений, которые хочет видеть родитель. Запреты определяют
негативные ожидания, т.е. формы поведения и личностные качества ребенка,
которые родитель хотел бы избежать — «чего нельзя делать». Формулирование
ожиданий в виде требований является, безусловно, более продуктивным.
Требования задают положительный социальный эталон поступков и качеств, образец
для подражания, стимулируют мотивацию достижений и активность ребенка. Запреты,
напротив, ограничивают активность, приводят к формированию зависимости,
пассивности, безынициативности ребенка, стимулируют развитие мотивации
избегания неудач и блокируют формирование мотивации достижений.
Желательно, чтобы количество запретов
в воспитании ребенка было сведено к минимуму. Однако существуют запреты,
которых избежать невозможно. Содержание их, помимо внешнего ограничения,
включает и сущностную сторону — социально одобряемую и поощряемую ценность,
определяющую отношения человека с миром людей и миром предметов.
Основные
необходимые запреты касаются:
• здоровья ребенка (запрет на
действия, которые могут повредить его
здоровью и жизни самого ребенка);
• физической и личностной
безопасности окружающих людей (запрет на действия, которые составляют угрозу
жизни, здоровью и противоречат норме
уважения личности другого человека);
• сохранности материальных,
культурных и духовных ценностей (на деструктивные разрушающие действия в
отношении природной и культурной среды).
Таким образом, все многообразие
запретов, по сути, может быть сведено к трем указанным группам. Разумным
количеством ограничений и запретов будет минимальное число конкретизации
описанных выше четырех важнейших компонентов социального контроля. Основным
принципом введения ограничений для родителя должно стать стремление сократить
до минимума их количество.
Количество и содержание требований
должно соотноситься с возрастом и индивидуальными особенностями ребенка, а
также с воспитательными ценностями родителя. В зависимости от соответствия
требований возрастно-психологических индивидуально-личностным особенности
ребенка можно говорить об их чрезмерности — сверхтребовательности родителя к
ребенку — или о строгости воспитания. В противоположном случае речь идет о
недостаточности требований — вседозволенности или попустительстве в отношении
воспитания ребенка. Соотношение требований и запретов уточняет характер
социального контроля в воспитательном процессе. Если в воспитании преобладают
запреты, то следует говорить об ограничительном характере контроля, если
требования — о формирующем типе контроля, т.е. о целенаправленном воспитании в
ребенке определенных качеств и способностей.
Важное значение для эффективности
воспитания имеет форма презентации ребенку требований и запретов.
Во-первых, запреты
должны предъявляться в императивной форме, носить всеобщий характер, иметь
равную и незыблемую обязательность для всех, исключать возможности «двойного
стандарта» и «двойной морали».
Во-вторых, запреты должны предъявляться в безличной форме.
Следует избегать «Ты-высказываний», высказываний типа приказов, команд, прямых
распоряжений, формулировок, оскорбляющих и унижающих достоинство ребенка,
проявлений неуважения к его личности.
В-третьих, запреты должны быть предъявлены в вербальной
(словесной) форме, ясной и понятной для ребенка. Аргументация в пользу
необходимости соблюдения запретов должна указывать на последствия и результаты
поступков ребенка, нарушающих запреты и правила, для других людей [Hoffman, 1975]. Обсуждение последствий нарушения
запрется должно быть на языке, понятном ребенку.
В-четвертых, предъявление запретов должно осуществляться до
нарушения правил, а не в его момент. Родителям необходимо уметь предвосхищать
нарушение запретов и невыполнение требований, не дожидаясь момента, когда
запреты будут нарушены, а требования не выполнены. Подобно тому как проще
предупреждать, а не лечить болезнь, проще и эффективнее предупреждать нарушения
детьми запретов, а не иметь дело с уже совершившимся фактом. Поведение
родителей должно носить прогнозирующий, предвосхищающий характер, поскольку
важно точно определить оптимальный момент «интервенции». Тактика его в
конфликтной ситуации будет различна в зависимости от того, наличествует ли еще
только угроза нарушения запрета или запрет фактически уже нарушен, причем
очевидно социально неадекватное поведение ребенка. Установление ограничений и
запретов в игре как в первом, так и во втором случае осуществляется в
несколько шагов, предпринимаемых в неодинаковой последовательности [Ginott, 1972; Лэндрет, 1994].
Комментарии
Отправить комментарий