Социальный контроль: требования и запреты




Требования и запреты являются крайне важным и совершенно необходи­мым компонентом воспитания, выполняющим ряд важных функций:
1. они объективируют реальные, а не декларируемые цели воспитания ребенка
2. в них представлены образцы и правила социально жела­тельного поведения и деятельности ребенка.
3. они создают условия для формирования способности ребенка произвольно регулировать свою де­ятельность и общение в соответствии с заданными нормами и правилами.
Необходимость соблюдения ограничений и запретов обеспечивает развитие саморегуляции и самодисциплины. Требования и запреты позволяют также структурировать и организовать среду, обеспечивая безопасное, т.е. прогно­зируемое и поддающееся разумному контролю со стороны ребенка, прост­ранство жизнедеятельности. Известно, что ситуация неопределенности, не­предсказуемости, дефицит наличной информации становятся причиной, порождающей тревожность и негативные эмоциональные переживания. (Н. Симонов). Введение ограничений, регулирующих отношения ребенка с социальным и предметным окружением, снимает неопределенность, повы­шает прогнозируемость изменений, уверенность в себе, способствует актуа­лизации чувства личностной безопасности.
Требования конкретизируют позитивные ожидания, предъявляемые к ре­бенку, т.е. описание того поведения и тех результатов и достижений, которые хочет видеть родитель. Запреты определяют негативные ожидания, т.е. фор­мы поведения и личностные качества ребенка, которые родитель хотел бы из­бежать — «чего нельзя делать». Формулирование ожиданий в виде требова­ний является, безусловно, более продуктивным. Требования задают положительный социальный эталон поступков и качеств, образец для подра­жания, стимулируют мотивацию достижений и активность ребенка. Запреты, напротив, ограничивают активность, приводят к формированию зависимос­ти, пассивности, безынициативности ребенка, стимулируют развитие мотива­ции избегания неудач и блокируют формирование мотивации достижений.
Желательно, чтобы количество запретов в воспитании ребенка было сведено к минимуму. Однако существуют запреты, которых избежать не­возможно. Содержание их, помимо внешнего ограничения, включает и сущностную сторону — социально одобряемую и поощряемую ценность, определяющую отношения человека с миром людей и миром предметов.
 Основные необходимые запреты касаются:
• здоровья ребенка (запрет на действия, которые могут повредить его  здоровью и жизни самого ребенка);
• физической и личностной безопасности окружающих людей (запрет на действия, которые составляют угрозу жизни, здоровью и противоречат  норме уважения личности другого человека);
• сохранности материальных, культурных и духовных ценностей (на деструктивные разрушающие действия в отношении природной и культурной среды).
Таким образом, все многообразие запретов, по сути, может быть сведено к трем указанным группам. Разумным количеством ограничений и запретов будет минимальное число конкретизации описанных выше четырех важнейших компонентов социального контроля. Основным принципом введения ограничений для родителя должно стать стремление сократить до минимума их количество.
Количество и содержание требований должно соотноситься с возрас­том и индивидуальными особенностями ребенка, а также с воспитательны­ми ценностями родителя. В зависимости от соответствия требований возрастно-психологических индивидуально-личностным особенности ребенка можно говорить об их чрезмерности — сверхтребовательности родителя к ребенку — или о строгости воспитания. В противоположном слу­чае речь идет о недостаточности требований — вседозволенности или попу­стительстве в отношении воспитания ребенка. Соотношение требований и запретов уточняет характер социального контроля в воспитательном про­цессе. Если в воспитании преобладают запреты, то следует говорить об ог­раничительном характере контроля, если требования — о формирующем типе контроля, т.е. о целенаправленном воспитании в ребенке определен­ных качеств и способностей.
Важное значение для эффективности воспитания имеет форма презен­тации ребенку требований и запретов.
Во-первых, запреты должны предъявляться в императивной форме, но­сить всеобщий характер, иметь равную и незыблемую обязательность для всех, исключать возможности «двойного стандарта» и «двойной морали».
Во-вторых, запреты должны предъявляться в безличной форме. Следу­ет избегать «Ты-высказываний», высказываний типа приказов, команд, прямых распоряжений, формулировок, оскорбляющих и унижающих до­стоинство ребенка, проявлений неуважения к его личности.
В-третьих, запреты должны быть предъявлены в вербальной (словес­ной) форме, ясной и понятной для ребенка. Аргументация в пользу необходимости соблюдения запретов должна указывать на последствия и результаты поступков ребенка, нарушающих запреты и правила, для других людей [Hoffman, 1975]. Обсуждение последствий нарушения запрется должно быть на языке, понятном ребенку.
В-четвертых, предъявление запретов должно осуществляться до нарушения правил, а не в его момент. Родителям необходимо уметь предвосхищать нарушение запретов и невыполнение требований, не дожидаясь момента, когда запреты будут нарушены, а требования не выполнены. Подобно тому как проще предупреждать, а не лечить болезнь, проще и эффективнее предупреждать нарушения детьми запретов, а не иметь дело с уже совершившимся фактом. Поведение родителей должно носить прогнозирующий, предвосхищаю­щий характер, поскольку важно точно определить оптимальный момент «интервенции». Тактика его в конфликтной ситуации будет различна в зави­симости от того, наличествует ли еще только угроза нарушения запрета или запрет фактически уже нарушен, причем очевидно социально неадекватное поведение ребенка. Установление ограничений и запретов в игре как в пер­вом, так и во втором случае осуществляется в несколько шагов, предпринима­емых в неодинаковой последовательности [Ginott, 1972; Лэндрет, 1994].

Комментарии