Вера в себя – это вера в то,
что в вас есть нечто большее,
чем вы о себе знаете.
Митрополит Антоний
Уверенность в себе означает способность определять
и выражать свои потребности, желания, предпочтения, ожидания. Уверенность в
себе проявляется в умении использовать просьбы и отказы в отношениях со
значимыми другими или с посторонними. Компонентами уверенного поведения могут
быть взгляд, поза, жестикуляция, мимика, интонации выбор слов и выражений.
Уверенность в
себе ведет к росту самоуважения. Неуверенный в себе человек сдерживают свои
чувства из-за высокой тревожности, постоянного чувства вины, из-за недостатка
социальных навыков. Агрессивный человек нарушает права других, навязывая им
свою волю, унижая и оскорбляя.
Задачи: развитие навыков уверенного поведения в социуме, формирование
адекватной самооценки, социальная самоидентификация, формирование конкретных
поведенческих навыков, осознание и принятие своего опыта.
Упражнение 1 «Расслабление»
«Как вы, вероятно, помните, расслабление наступает на выдохе и
связано с ощущением тепла и приятной тяжести. Это первая часть комплекса.
Активизация же организма - на вдохе, с ощущением прохлады и легкости. Это
заключительная часть комплекса. Следите за своим дыханием самостоятельно.
1-я часть комплекса. Примите удобную позу. Закройте глаза. Дыхание на расслабление… Вы пришли на выставку восковых
фигур. Вы медленно движетесь от одного экспоната к другому. Останавливаетесь у
одного из них. Внимательно рассматриваете. Ну да, это ваше точная копия. Даже
вернее, это вы и есть. Очень интересно на время стать восковым человеком. Ваши
ноги касаются пола. Пол очень теплый, он становится все теплее и теплее. Ваши
стопы чувствуют это тепло, и воск начинает плавиться. Вы даже видите, как капельки
воска стекают с ваших ног… Вам приятно тепло. (Под команды тренера
аналогично «тает» все тело.)
2-я часть комплекса. Последние капли падают с пальцев рук. Вы чувствуете приятное
расслабление. Вы спокойны и уверенны в себе . Вас окружают друзья. Вам все под
силу. Вы довольны собой. Побудьте в этом чудесном состоянии …
3-я часть комплекса. Но что
это? Ноги, ваши ноги в воде. Она все прибывает. Прохладная, несущая ощущение
свежести и бодрости. Она поднимается все выше и выше. Акцент на вдохе. (Под
команды тренера активизируются и другие части тела…) Все ваши тело уходит под
воду. Вы легко отталкиваетесь и плывете к берегу. С каждым движением
ощущаете прилив сил и заряд бодрости, целительное чувство свежести. Пока я
досчитаю от 10 до 0, вы достигнете берега. Десять, девять, восемь и т. д.
Улыбнитесь, вот берег, выходите. Ноль. Ваши ощущения?».
Упражнение
2
Разминка
«Австралийский дождь»
Участники встают в круг. Инструкция: Знаете ли вы что такое
Австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по
кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко
мне, я передам следующие. Следите внимательно!
§ В Австралии поднялся ветер. (Ведущий
трет ладони).
§ Начинает капать дождь. (Клацание
пальцами).
§ Дождь усиливается. (Поочередные хлопки
ладонями по груди).
§ Начинается настоящий ливень. (Хлопки
по бедрам).
§ А вот и град – настоящая буря. (Топот
ногами).
§ Но что это? Буря стихает. (Хлопки по
бедрам).
§ Дождь утихает. (Хлопки ладонями по
груди).
§ Редкие капли падают на землю.
(Клацание пальцами).
§ Тихий шелест ветра. (Потирание
ладоней).
§ Солнце! (Руки вверх).
Упражнение 3
«Мои сильные
стороны»
Группа разбивается на
пары, кто – то один из пары начинает перечислять свои положительные
качества, начиная каждую фразу следующим образом: «Мне нравится в себе…».
Второй партнёр внимательно слушает, не перебивая и не уточняя. Затем по команде
руководителя партнёры меняются ролями. После того как все высказались,
руководитель раздаёт листы бумаги и карандаши, предлагая всем написать свои
сильные стороны на листочке. Затем группа обсуждает, как, опираясь на свои
сильные стороны, сделать что – то по – настоящему ценное. Затем участники
рассказывают друг другу о том, как они собираются использовать свои сильные
стороны для достижения своих целей.
Упражнение 4
«Три имени»
Цель:
развитие саморефлексии; формирование установки на самопознание.
Каждому
участнику выдается по три карточки. На карточках нужно написать три варианта
своего имени (например, как вас называют родственники, сослуживцы и близкие
друзья). Затем каждый член группы представляется, используя эти имена и
описывая ту сторону своего характера, которая соответствует этому имени, а
может быть послужила причиной возникновения этого имени.
Упражнение 4
« Хвастовство»
Цель:
создание условий и формирование навыков самораскрытия;
Участники
садятся в большой круг и получают задание (время для подготовки 2-3 минуты).
«Каждый должен похвастаться перед группой каким-либо своим качеством, умением,
способностью, рассказать о своих сильных сторонах - о том, что он любит и ценит
в себе». На выступление отводится - 1 минута. По окончании всех выступлений
группа обсуждает ощущения, возникшие в процессе выполнения упражнения.
Упражнение
5
«Всеобщее внимание»
Цель: развитие умения соединить вербальные и
невербальные средства общения, формирование навыков акцентирования внимания
окружающих за счет различных средств общения, формирование навыков
акцентирования внимания окружающих за счет различных средств общения.
Всем
участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простую задачу Любыми
средствами, не прибегая к физическим действиям, нужно привлечь внимание
окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее выполняют все
участники, обсуждаются итоги: кому удалось привлечь к себе внимание других и за
счет каких средств. На упражнение отводится - 15 минут.
Упражнение
6
«Прорвись
в круг»
Цель:
стимуляция групповой сплоченности; снятие эмоционального напряжения.
Члены
группы берутся за руки и образуют замкнутый круг. Предварительно ведущий, по
итогам прошедших занятий, определяет для себя, кто из членов группы чувствует
себя меньше всего включенным в группу и предлагает ему первым включиться в
исполнение упражнения, т. е. прорвать круг и проникнуть в него. То же самое
может проделать каждый участник.
Упражнение
7
«Неуверенные
и уверенные ответы»
Цель:
формирование адекватных реакций в различных ситуациях; «трансактный анализ»
ответов и формирование необходимых «ролевых» пристроек.
Каждому
члену группы предлагается продемонстрировать в заданной ситуации неуверенный,
уверенный и агрессивный типы ответов. Ситуации:
•
Друг разговаривает с вами, а вы хотите уйти.
•
Ваш товарищ устроил вам встречу с незнакомым человеком, не предупредив вас об
этом обстоятельстве.
•
Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором.
•
Ваш сосед отвлекает вас от интересного выступления, задавая глупые, на ваш
взгляд, вопросы. Вы терпеть этого не можете.
•
Учитель говорит, что ваша прическа не соответствует внешнему виду ученика.
•
Друг просит вас одолжить ему вашу какую-либо дорогостоящую вещь, а вы считаете
его человеком не аккуратным, не совсем ответственным.
Для
каждого участника используется только одна ситуация. Можно разыграть данные
ситуации в парах. Группа должна обсудить ответ каждого участника. На упражнение
отводится 40-50 минут.
Подведение итогов занятия
В конце занятия подводятся общие итоги всех
этапов. Началу дискуссии предшествует обмен вопросами-ответами, список вопросов
составляется группой. Примерный список задаваемых вопросов:
• В чем для меня выражаются затруднения
самопознания, самовосприятия?
• Какие слова или словосочетания я говорю
себе при этом?
• Что я при этом испытываю?
• Что препятствует мне самореализоваться?
Предлагается избегать повторений и чрезмерно
обобщенных, мало дифференцирующих вопросов-ответов, речевых штампов,
стереотипных высказываний. При ответах возможны встречные проясняющие вопросы:
• Что именно ты имеешь в виду?
• Какие проявления ты подразумеваешь? По
окончании дискуссии целесообразно провести творческую заключительную
комплексную письменную (или устную) аналитическую работу (10-15 минут), с
ответами на две группы вопросов:
1) что мне удалось (не удалось) достичь в
ходе занятия;
2) что понравилось (не понравилось) в ходе
занятия.
Комментарии
Отправить комментарий