По мнению
педагогов и психологов, даже из самых лучших побуждений не стоит говорить
школьнику некоторые фразы:
«Ты ведь можешь учиться по всем предметам
на одни пятерки».
Конечно,
приятно похвалиться перед родственниками и знакомыми дочкой – круглой
отличницей. Но задумайтесь: так ли важны вашему ребенку успехи абсолютно по
всем предметам или ему приходится осуществлять ваши мечты. Часто, требуя
хороших оценок, родители не замечают реальных успехов ребенка, его умений и
способностей. Кстати, круглые отличники часто не могут разобраться, какая
область знаний ля них действительно интересна и ценна. Ведь им приходится быть
«на уровне» и по физике, и по литературе, и по биологии.
На самом деле,
такая категоричная родительская требовательность мешает развить в ребенке
умение грамотно распределять свои силы и время, ориентируясь на важность
работы. Для взрослых ведь не равнозначны мытье полов и подготовка доклада к
совещанию на работе, хотя и то, и другое нужные дела! Так дайте возможность
своему умному и замечательному отличнику самому решать, что для него нужнее.
«Все дети жалуются, что им скучно учиться,
не стоит на это обращать внимания».
В самом деле,
энтузиазм первоклассника угасает уже на второй-третий год обучения. Что уж
говорить о подростках. Причем нудить, что ему скучно, может и отличник, и
троечник. Но закрывать на это глаза не стоит, а надо попытаться понять: почему
скучно.
Может быть,
слишком легкие задания и вашему гению пора переходить к высшей математике?
Тогда прикупите различные «занимательные» математики, биологии, истории и
прочую вспомогательную литературу, которая может простимулировать интерес к
учебе.
Детское «мне
скучно» может также означать и то, что не складываются отношения с учителями. И
тогда вам придется выяснить, в чем состоит конфликт, и попытаться его решить.
«Быстро и хорошо сделать уроки просто невозможно».
Так думают
многие родители и требуют от школьника сидеть за домашним заданием день и ночь.
На самом деле, чем дольше ребенок сидит за уроками, тем больше устает и тем
меньше у него остается в голове. Медики считают, что первоклассники должны
тратить на домашние задания 1 час, второклашки – 1-1,5 часа. В
третьем-четвертом классах на это должно уходить около 2-х часов, в пятом-шестом
– 2-2,5, в седьмом – около 3-х, а в старших классах – около 4-х часов. Ученикам
начальной школы надо делать перерыв каждые полчаса на 30 минут,
старшеклассникам каждые 45 минут – на 15 минут.
Когда школьник
занимается по ночам, это говорит не только о том, что он не умеет правильно
распределять свое время. Кроме того, вечерний сон полезнее утреннего. Да-да,
лучше встать на час раньше и почитать на свежую голову: этот час «покрывает»
три вечерних, и утром информация усваивается лучше.
«Легкие задания делать не обязательно,
рутина ничему не научит».
Действительно,
если ребенок справляется без труда с заданиями, начинает казаться, что их
выполнение – напрасная трата времени. И все же они должны быть сделаны. Как
правило, это задания на закрепление материала, что немаловажно. Кроме того, решение
«занудных примерчиков и простеньких упражнений» воспитывает усидчивость,
вырабатывает настойчивость и терпение.
Поэтому не
ограждайте ребенка от рутинных заданий, а учите справляться с ними. Объясните, что
и вы, к примеру, моете посуду вовсе не потому, что это самое увлекательное
занятие. И помогите увидеть в скучном маленьком задании часть интересного
большого.
«Пусть пропустит денек и не пойдет в школу,
в жизни ему еще достанется».
Вы уверены,
что ваш ребенок достаточно взрослый? И он поймет, что внеурочные выходные – это
приятное исключение и не может стать правилом? Если же подобными исключениями
злоупотреблять, то ни к чему, кроме необязательности и безответственности, это
не приведет.
«А ты, двоечник, не заставляй
меня больше краснеть перед учителем».
Мы чувствуем
себя виноватыми, когда слышим жалобы учителя на поведение, не старание или
плохие оценки детей. Мамы и папы идентифицируют себя со своим ребенком. И когда
критикуют их чадо, злятся вместе с ним на «тупую училку» или на «бестолкового
лодыря» вместе с учителем.
Под мишень тут
же попадает «бестолковый лодырь», но не потому, что ленится, а потому, что
заставил маму краснеть. Учитель распекал своего подопечного, а не маму, которой
следует не кричать на родного сыночка, а помочь ему. То, как вы поведете себя в
этой ситуации, будет моделью разрешения конфликтов для ребенка в будущем.
Выбирайте для себя и для него: скандал или анализ проблем без лишних эмоций.
«Зачем ходить на школьные собрания,
все равно ничего нового я на них не услышу».
А между тем,
посещение таких собраний для самого ребенка не менее важно, чем для учителя.
Это внимание и забота, «величину» которых он может сравнить с «размером»,
достающимся его одноклассникам. Дети, чьи семьи игнорируют просьбы учителя
собраться в школе, чувствуют себя словно обделенными в любви. Вторая причина,
по которой стоит «осчастливить» своим появлением классного руководителя, -
избавить ребенка от участия в денежных разборках. Гораздо хуже, если деньги
станут спрашивать с ребенка. Каждый раз, приходя в школу, он будет чувствовать
себя виноватым, поскольку опять забыл передать родителям, что собирают деньги
на охрану школы, ремонт, учебники и прочие школьные нужды.
Комментарии
Отправить комментарий