Влияние родительских директив на формирование личности ребенка


Под директивами понимают скрытое, косвенное послание (приказание, поучение), не явно сформулированное словами или обозначенное действиями родителей, за неисполнение которого ребенок не будет наказан явно, но будет наказан косвенно (чувством вины перед родителями). При этом истинных причин своей вины ребенок осознать не может, т.к. они скрыты. Только исполняя директивы, ребенок чувствует себя “хорошим”.

Директива – это своеобразное “скрытое послание” родителей ребенку, поучение, которое при этом самим родителем не объясняется.

Родительская директива и ее глубинный смысл
Внешнее выражение родительской директивы
Негативное влияние родительской директивы
«НЕ ЖИВИ» - желание родителей управлять ребенком через возбуждение в нем постоянного чувства вины.
«Глаза бы мои на тебя не смотрели», «Как мне трудно с тобой», «Ты мне мешаешь» и пр.
Ребенок считает, что он является источником всех возможных бед в жизни родителей, что он их вечный должник. Для снижения чувства вены ребенок может подсознательно стремиться к наказанию, т.к. ему проще чувствовать себя виноватым за конкретное событие (например, драка), а не за факт собственного рождения. Реальное наказание служит ребенку средством разрядки эмоционального напряжения.
«НЕ БУДЬ РЕБЕНКОМ» - обесценивание родителями эмоциональных проявлений.
«Тебе уже три года, а ты ведешь себя как маленький», «Скорее бы ты вырос» и пр.
Дети, принимающие данную директиву, в будущем испытывают трудности в общении с собственными детьми, как неспособные к раскованному поведению.
«НЕ РАСТИ» - панический страх родителей повзросления ребенка
«Мама всегда будет с тобой», «Ты еще мал, чтобы так рассуждать», «Ну ты же не маленький, чтобы...» пр.
Такая директива часто обращена к единственным или младшим детям в семье. Дети, принимающие эту директиву, часто демонстрируют поведение, не несоответствующее их возрасту. Подсознательно они стремятся вести себя «как маленькие», рассчитывая на родительскую поддержку. Став взрослыми, испытывают трудности в создании собственной семьи и отделении от своих родителей.
«НЕ ДУМАЙ» - трансляция ребенку родительского страха перед проблемами
«Не умничай», «Не рассуждай, а делай», «Не бери в голову» пр.
Дети, выполняющие такую директиву, либо избегают интеллектуального напряжения при решении проблем, либо стремятся «размыть» эти проблемы при помощи развлечений.
«НЕ СБЛИЖАЙСЯ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ» - внушение ребенку, что нельзя доверять, никому, кроме родителей
«Делиться проблемами можно только с родителями», «Никому ничего не рассказывай»
Принятие запрета на любую близость приводит к страху перед контактами с людьми. В результате ребенок везде чувствуют себя «не как все», кроме как в родительской семье.
«НЕ ЧУВСТВУЙ» - запрет родителей ребенку на проявление чувств
«Как ты смеешь злиться на маму…», «Не сахарный – не растаешь»
Ребёнок с такой директивой, запрещающей ему проявлять агрессивность по отношению к родителям, может начать раздражаться на младших или более слабых по отношению к нему детей. Ребёнок, научившийся игнорировать телесные ощущения, легко может утратить чувство физической безопасности и стать склонным к травматизму.
«НЕ ДЕЛАЙ», то есть не делай сам, я буду делать это за тебя
«Не делай сам, подожди меня»
При такой директиве активность, инициатива ребенка практически полностью блокируется. Ребенок начинает испытывать трудности в начале каждого дела. Он постоянно откладывает важные дела на «потом».

«НЕ ДОСТИГАЙ УСПЕХА» - лежит бессознательная зависть родителя к успеху ребёнка или наоборот амбиции родителей
«Я так и сказала, что у тебя не чего не получится», «Один ты делаешь много ошибок», «Зачем ты хочешь быть лучше других?».
Ребенок, выполняя такую директиву, пугаясь собственных успеха, может на бессознательном уровне вредить своему делу – делает ошибки, плохо себя ведет или у него снижается самооценка («У меня ничего не получится»).

Комментарии